30 июня и 1 июля 2017 г. в Москве состоялся очередной Съезд Союза концертных организаций России. Мероприятие прошло в Московской государственной академической филармонии: в камерном зале Концертного зала им. П. И. Чайковского и в зале «Филармонии 2».
На Съезде присутствовало 67 представителей 54 концертных организаций из 46 регионов РФ. География участников была весьма обширна: от Хабаровска до Калининграда, от Петрозаводска до Симферополя. Список участников
На Съезде были рассмотрены следующие вопросы:
- РАО и концертные организации – перспективы сотрудничества;
- Вопросы кадрового обеспечения симфонических оркестров;
- Реализация плана мероприятий концепции развития концертной деятельности;
- Роль концертной организации в повышении культурно-туристической привлекательности региона. Государственные программы развития туризма;
- Ход подготовки к международному культурному форуму в Санкт-Петербурге;
- Опыт взаимодействия филармоний и музеев в контексте реализации соглашения между СКОР и Союзом музеев России;
- Виртуальный концертный зал – новые возможности продвижения академической музыки;
- Отчет о деятельности СКОР за 2016-2017 г.г.
Открылся Съезд подписанием, совместного обращения правления СКОР и РАОк участникам XI съезда СКОР и Меморандума о сотрудничестве в области академической музыки между Союзом концертных организаций России, Российским Авторским обществом и Российским музыкальным союзом.
Перед подписанием выступили Кричевский Андрей Борисович – член Правления РАО, Председатель Правления Общероссийской общественной организации «Российский музыкальный союз», Карелов Алексей Владимирович – исполнительный директор Российского авторского общества и Шалашов Алексей Алексеевич – президент СКОР, Генеральный директор Московской государственной академической филармонии.
Они отметили, что «сегодня важный день для филармонического сообщества, для академической музыки, современной академической музыки, которая в последнее время все реже является достоянием широкой аудитории любителей музыки. Одна из важнейших задач поддержки современных авторов и композиторов – это не только сбор авторских отчислений за исполняемые произведения, но и создание условий для их распространения. Это способствует творческой самореализации композиторов. Главная цель меморандума и обращения — это устранить недопонимание между СКОР и РАО и установить эффективное взаимодействие и сотрудничество». Так же А. А. Шалашов отметил, что все решения Съезда СКОР, включая принятый Меморандум обязательны для исполнения членами СКОР. Меморандум должен стать достоянием всей филармонической общественности.
В работе XI съезда СКОР принял участие Александр Владимирович Журавский – заместитель министра культуры Российской Федерации.
В своем обращении в участникам Съезда он в частности отметил:
- Союз концертных организации России – одно из важных профессиональных сообществ нашей страны, оно должно более активно влиять на процессы формирования условий для создания и распространения академического музыкального искусства.
- Первой и наиболее важной задачей общероссийской организации является формирование кадрового потенциала. Компетентный и грамотный руководитель определяет очень многое. Его умение объяснить руководителю региона, что филармоническая музыка – это не что-то рудиментарное и из прошлого века, а показать доходчиво на примере развития столичных площадок, что это серьезный, культурный, а иногда и административный потенциал решения очень многих вопросов, в том числе и электоральных.
- Настало время разработать такую тактику в рамках выработанной стратегии, которая станет основой для развития академической музыки в стране. Говорить нужно очень предметно, о самом необходимом: что требуется, что вы можете делегировать нам на Федеральный уровень, какие задачи вы хотите сформулировать для Министерства культуры Российской Федерации. Поэтому необходимо четко сформулировать приоритеты развития филармонической сети в стране.
- Необходимо понять и обсудить, что происходит на филармонических площадках, что происходит с нашими оркестрами, в каком они состоянии? Параллельно стоит вопрос музыкального образования и подготовки специалистов. Что тесно связано с сегодняшним состоянием наших консерваторий.
- СКОР организация общественная, не должна быть просто сетевой организацией, она должна быть генератором задач. Надо думать, надо действовать, договариваться с учебными заведениями, людьми бизнеса, создавать, как сейчас принято говорить коллаборации, с целью воспитания молодого поколения музыкантов. СКОР должен инициировать изменения в стандарты профессиональной подготовки в области музыкального искусства. Поднимать насущные вопросы и контролировать их решение.
Далее в пленарной части Съезда выступали руководители концертных организаций страны и активно обсуждали заявленные темы.
Директор Рязанской филармонии Галина Николаевна рассказала об опыте проведения мероприятий в исторических местах, о развитии событийного туризма, о необходимости развития этого направления в деятельности концертных организаций, а также доложила о проведенном в Рязани совещании руководителей органов власти в области культуры и туризма, о поставленных задачах Министерством культуры РФ.
Ольга Сергеевна Хомова – председатель СКОР, генеральный директор Санкт- Петербургской академической капеллы доложила о ходе подготовке к международному культурному форуму в Санкт Петербурге 16-18 ноября 2017 г.
Светлана Юрьевна Боруха – директор Белгородской филармонии выступила с сообщением об опыте работы Белгородской филармонии совместно с музеями области в рамках соглашения между СКОР и Союзом музеев России.
Андрей Владимирович Чувашов – исполнительный директор СКОР, директор Тюменской филармонии отчитался о деятельности СКОР за 2016 – 2017 годы (отчет), рассказал о текущей деятельности исполнительной дирекции, проинформировал о предстоящих событиях и мероприятиях СКОР. Также выступил Федор Олегович Романов – заместитель генерального директора Санкт Петербургской академической капеллы, отчитался об участии СКОР в работе Европейской лиги ассоциаций работодателей в сфере исполнительских искусств (PEARLE) в 2016 – 2017 г.
В завершении первого дня работы Съезда участники обсудили организационные и стратегические вопросы деятельности СКОР.
Во второй день участники Съезда переместились в здание «Филармонии 2», где подробно обсудили вопросы, связанные с развитием виртуального концертного зала в РФ. С интересом познакомились с передовым опытом работы в Московской государственной академической филармонии.
В заключении все участники выразили благодарность за организацию и прием генеральному директору МГАФ Алексею Алексеевичу Шалашову!