Симфония была написана московским композитором Григорием Зайцевым специально для Липецкого государственного оркестра русских народных инструментов и была представлена слушателям на открытии концертного сезона коллектива.
По словам автора, это третья и самая сложная его симфония, поскольку представляет собой цельное полотно, без привычного деления на части. Необычность произведения и в том, что в основу симфонии лёг аутентичный вокальный материал, собранный на территории Липецкой области фольклорным ансамблем «Воскресение». Заслуженный коллектив народного творчества под руководством Кристаллины Иващенко стал участником премьеры симфонии — пение a capella чередовалось с инструментальными частями в исполнении оркестра народных инструментов под управлением Василия Моисеенко.
В основе «Липецкой симфонии» архетипический сюжет о молодой девушке, которая живет с мачехой. Она встречает парня, молодые люди влюбляются, но мечтам их не суждено сбыться: парень уходит на войну и погибает в бою. В эпилоге звучит песня о том, как «душа с телом расставалась, расставалась да прощалась», которая стала, по словам композитора, отправной точкой для идеи симфонии.
— Музыка, написанная мной для оркестра, — своего рода иллюстрация к теме, заданной аутентичной народной песней, родившейся здесь, на Липецкой земле, — пояснил свой замысел композитор Григорий Зайцев. — На эту канвы народной песни я создал разветвленный комментарий, который исполняет оркестр. Временами он вторит фольклорной линии, временами вступает в сложные диалектические отношения, в чем-то дополняя, в чем-то противопоставляя себя ей. И эти линии сходятся воедино за счет смыслового гвоздика — это романс «Небесный вран», который, может, чем-то и напоминает фольклор, но в нём и текст, и музыка авторские — мои. И этот «гвоздик» собирает эти две пересекающиеся линии: хора, фольклорного ансамбля, и линию оркестра.
Идея создать на основе фольклора современное, академическое произведение для оркестра народных инструментов принадлежит главному дирижёру липецкого оркестра Василию Моисеенко.
— Это был первый опыт создания такого большого, серьёзного произведения для Липецкого оркестра народных инструментов, и, как видим, он оказался очень удачным, — рассказал Василий Моисеенко. — Мысль о вплетении фольклора в ткань современной музыки возникла после знакомства с липецким ансамблем «Воскресение», я предложил её Григорию Зайцеву — и ему она показалась интересной. Эта симфония стала подарком к 70-летию Липецкой области, которое отмечается в этом году. Создание таких произведений важно для расширения репертуара оркестров народных инструментов, ведь исполнение симфоний — это уже принципиально иной уровень развития оркестра. Но для нас важно и то, что «Липецкая симфония» — это произведение, отражающее дух и историю липецкой земли.
Мировая премьера состоялась 10 октября 2024 года в Липецке, в концертном зале «Унион» при участии фольклорного ансамбля «Воскресение» и его солистов Анастасии Ермачковой и Кристаллины Иващенко. Симфония №3 (Липецкая) для оркестра русских народных инструментов, фольклорного ансамбля и солистов композитора Григория Зайцева была тепло принята слушателями Липецкой филармонии и теперь станет ещё одной музыкальной визитной карточкой региона.
Юлия Кондратьева
Фото Липецкой филармонии