Союзом концертных организаций России (СКОР) и Челябинской Государственной филармонией 28-29 октября 2017 года было проведено Всероссийское Совещание на тему «Пути развития органной культуры на современном этапе», на котором присутствовали руководители концертных организаций, руководители залов органной музыки, руководители органных фестивалей и конкурсов, специалисты по творческому планированию, руководители высших учебных заведений из 13 городов РФ.
В рамках совещания СКОР был проведен «Концерт-Ярмарка молодых органистов», на которую были приглашены начинающие исполнители России. Целью проведения органной ярмарки является выявление и поддержка талантливых молодых исполнителей, повышение профессионального уровня молодых музыкантов, содействие росту престижа академической музыкальной культуры. В концерте-ярмарке приняли участие молодые органисты из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Нижнего Новгорода, Казани, Калининграда., Сочи.
На Пленарном Совещании органной Секции СКОР был представлен буклет «Молодые органисты России», в котором собрана информация более чем о 50 исполнителях РФ.
Обзор материалов совещания.
– Приветственное слово генерального директора Челябинской филармонии А.Н. Пелымского
– Приветственное слово Министра культуры Челябинской области А.В. Бетехтина
– Приветственное слово председателя правления СКОР, Генерального директора Санкт-Петербургской академической капеллы О.С. Хомовой.
– Приветствие директора концертного зала органной и камерной музыки «Родина» Ирины Андреевой, объявление регламента совещания, представление докладчиков.
1. «Пути развития органного искусства на современном этапе. Презентация нотного собрания органной музыки издательства «Barenreiter», сборников «Органное искусство», выпущенных по итогам Международного симпозиума «Орган в XXI веке». А.В. Фисейский, солист Московской государственной филармонии, заведующий кафедрой органа и клавесина РАМ им. Гнесиных, профессор кафедры фортепианного искусства МГИМ им. А.Г. Шнитке, президент культурно-просветительского центра органного искусства им. А.Ф. Одоевского, заслуженный артист РФ).
Ключевые положения доклада:
1. Современная концертная деятельность в России. Ее ключевое отличие от ситуации органной концертной деятельности 70х -80х годов XX века: увеличение количества органов в России породило ситуацию конкуренции и повлекло за собой снижение интереса публики к органным концертам. Пути решения проблемы.
2. Работа штатных органистов филармонии/концертного зала как многовековая традиция, у истоков которой лежит должность «городского органиста». Основная миссия штатного органиста концертной площадки: формирование им компетентной слушательской аудитории, пропаганда органного искусства, расширение знаний слушателей о репертуаре, привлечение к органным концертам исполнителей на других инструментах, вокалистов, хоров, оркестров. Примеры работы знаковых органистов: А. Гедике, Г. Гродберг. Опыт работы А. Фисейского штатным органистом в Минске.
3. Гастроли приезжих органистов в разных городах и регионах РФ. Влияние субъективного личностного мнения (симпатий и антипатий) штатного органиста на выбор тех или иных персоналий гастролирующих органистов. Вопрос качества работы гастролирующих органистов.
4. Опыт работы Московской филармонии с гастролирующими органистами. Проведение международного фестиваля «Девять веков органа», в котором участвуют представители мировой органной элиты, лучшие, именитые музыканты. Рассказ об истории проекта. Демонстрация буклетов фестиваля.
5. Предложение от Президента СКОР, генерального директора Московской Государственной академической филармонии А.А. Шалашова для всех представителей филармоний РФ присоединиться к международному фестивалю «Девять веков органа». Организаторы готовы расширить его географию, сделав его всероссийским мощным фестивалем, в котором бы участвовали разные филармонии. Пример проведения подобных проектов в последние годы существования СССР. Нынешняя ситуация в органной концертной деятельности как основание возродить эту масштабную деятельность, прерванную после краха СССР.
6. Событийность каждого отдельно взятого органного концерта. Тщательная проработка концертной программы, организации концерта, продумывание всех деталей предстоящего события как гарантия того, что концерт станет запоминающимся событием.
7. Функция ассистента органиста на концерте. Компетентность лиц, выступающих в качестве ассистента. Предложение: общими усилиями СКОР попытаться добиться того, чтоб ассистенты, которые помогают органисту, были профессионально подготовлены.
8. Состояние органов России, многие из которых требуют профилактики, ремонта, обновления. Вопрос переноса и неудачных реставраций органов. Предложение привлекать как можно более широкий круг специалистов к вопросам реконструкций и переносов инструментов. Пример реконструкции органа Готфрида Зильбермана во Фрауэнкирхе (Дрезден) с участием европейской органной общественности.
9. Проведение органных конкурсов. Предложение ввести в РФ главный единый органный конкурс, который бы соответствовал масштабу и значимости конкурса Чайковского. Имя В.Ф. Одоевского как символ этого конкурса. Конкурс им. В.Ф. Одоевского, инициированный в РАМ им. Гнесиных при поддержке Министерства культуры. Предложение к присутствующим поддержать данный проект и принять участие в дальнейшей гастрольной деятельности победителей конкурса.
10. Педагогическая деятельность в сфере органного образования. Опыт РАМ им. Гнесиных. Организация научных симпозиумов и конференций с участием ведущих экспертов, зарубежных педагогов, органостроителей, концертирующих музыкантов.
11. Презентация музыкального собрания, изданного в издательстве Barenreiter.
2. «Концертный орган как средство формирования культурной среды. Духовой, церковный, концертный органы. Актуальная ситуация в сфере органостроения и концертной деятельности. Мониторинг состояния органного инструментария в России». Е.Д. Кривицкая, доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории, главный редактор журнала «Музыкальная жизнь», «Орган».
Ключевые положения доклада:
1. Статистические данные. Количество органов в России и Европе: сравнительный анализ.
2. Ключевое отличие современного российского органного концерта: преобладание элемента зрелищности. Если в церкви (европейская традиция) орган как правило скрыт от глаз прихожан, то в концертном зале зритель особенно внимательно наблюдает за действиями органиста. Влияние элемента зрелищности на манеру игры органистов и конструкцию некоторых органов. Установка видеокамер и проведение онлайн-трансляций работы органиста во время концерта (крупные планы рук, ног, технологии игры). Иллюстрация тезисов слайдами: проекты органных концертов с песочной анимацией, примеры из проекта «Звучащие полотна».
3. Личный опыт Е.Д. Кривицкой по организации органных концертов в Большом театре. Технические особенности работы органа в Большом Театре в силу специфики театрального процесса. Формат театрализации органных концертов на данной площадке. Замена отсутствия внешней декоративности на видеопроекции разного рода в сочетании с видеотрансляцией онлайн действий органиста. Формат «Орган плюс», где задействована фактически вся труппа и все возможности Большого театра, включая балерин.
4. Экспериментальные органные проекты. Возрождение традиции кинооргана: ряд программ, где орган используют в качестве тапера, трансляция картин, озвученных органистом как саундтрек к фильмам. Примеры.
5. Электронные передвижные органы как средство знакомства с форматом живого концерта жителей самых отдаленных регионов России. Просветительская функция подобных концертов. Опыт личного участия Е.Д. Кривицкой в таком концерте в г. Алапаевске.
6. Мобильные компактные разборные органы. Показ слайдов: модель портативного органа. Концерты вне стационарных помещений.
3. «Региональные особенности проектной и фестивальной работы. Презентация буклета «Молодые органисты России». Андреева И.А., директор зала органной и камерной музыки «Родина», Челябинск.
Ключевые положения доклада:
1. Представление и краткая характеристика Южного Урала и Челябинска. История реконструкции зала органной и камерной музыки «Родина». Работы по переносу, модернизации челябинского органа.
2. Направления системной работы зала «Родина» по приобщению населения Челябинска к академической музыке. Два ключевых направления: повышение престижа и значимости академического музыкального искусства; использование разнообразных форм и инновационных методов музыкального просветительства для различных слоев населения и возрастных категорий. Фестивальная работа как один из главных показателей филармонической деятельности.
3. Представление органных фестивалей Челябинска. «Орган без границ», включающий в себя три направления: «Новое органное движение», «Джаз на большом органе», Хоровые Ассамблеи. Подробная характеристика каждого из направлений. Международный фестиваль «Фрау орган» как проект, представляющий орган через призму женского исполнительства. Международный фестиваль «Орган собирает друзей», участниками которого стали органисты союзных республик бывшего Советского Союза, ныне суверенных государств. Международный ежегодный фестиваль «Дни И.С. Баха на Южном Урале».Региональными особенностями можно назвать следующие:
-- высокая доля рабочего населения ; территориальный разброс населения города; 143 национальных объединения на территории Челябинской области позволяют говорить о многонациональном составе населения; проблема «старения» слушателей концертного зала; 68% женского населения и только 32 % мужского посещают концертный зал. Необходимо соблюдать разумный баланс между развлечением и образованием при работе над детскими программами.
4. Проблема формирования зрительской аудитории. Работа с детской аудиторией. Концерты для будущих детей и их родителей «Приближение чуда», «Концерты в ползунках» для детей от 0 до 3 лет, семейный проект «Воскресная филармония», филармонические уроки музыки для учащихся образовательных школ. Новогодние детские спектакли.
5. Договор о сотрудничестве с целью социальной и культурной поддержки инвалидов по зрению. Запись концертов на цифровых носителях передается местным организациям инвалидов «Всероссийского общества слепых». Публичное воспроизведение изготовленных записей осуществляется на литературном интернет-радио «Звукокнига».
6. Проект проведения концертов в ночное время «Ночь в филармонии».
7. Трансляция органной музыки на улице и прилегающей к органному залу территории: своеобразный уличный концертный зал.
8. Работа с молодыми творческими силам страны. «Ярмарка молодых органистов». Представление буклета «Молодые органисты России» как первого издания, аккумулирующего сведения о большей части молодых музыкантов страны. Представление проекта «Поколение Некст», продвигающего концертную деятельность молодых органистов.
4. «Органное исполнительство как фактор устойчивого развития города». Е.Ю. Авраменко, титулярный органист Кафедрального собора, лауреат Всероссийских и Международных конкурсов, Калининград.
Ключевые положения доклада:
1. Конкретные факты и примеры влияния культуры и искусства на экономику и общее развитие городов (мировой опыт) на основании материала ЮНЕСКО «Глобальный отчёт о роли культуры в устойчивом городском развитии».
2. Представление и краткая характеристика Калининграда. История Кафедрального собора и органа Калининграда.
3. Представление органных проектов, реализуемых в Кафедральном соборе Калининграда. Фестиваль «Бахослужение». Международный конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева — одно из крупнейших в мире состязаний по специальности "орган". Фестиваль "Орган+", в котором принимают участие мировые звезды исполнительского искусства". Музыкальный фестиваль "Шедевры мировой классики". Ежегодный Международный католический фестиваль органной и камерной музыки им.Святой Цецилии (проходит в католических приходах Калининграда и области).
4. Туристическая привлекательность Калининграда как один из основных факторов развития города. Сфера культуры Калининграда как неотъемлемый элемент социально-экономического развития территории. Обеспечение преемственности между культурным наследием (включая наследие советской эпохи) и современной культурой как важнейшая задача региональной и городской культурной политики.
5. «Конкурс как инструмент формирования модели развития органной культуры на современном этапе». В.Г. Таривердиева, директор ГАУ КО «Кафедральный собор», арт-директор международного органного конкурса им. М.Л. Таривердиева, резидент фонда им. Таривердиева, Москва-Каланинград.
Ключевые положения доклада:
1. История появления международного органного конкурса им. М.Л. Таривердиева. Фестиваль «Орган плюс» как новая форма органных концертов.
2. Появление комплекса из двух органов в соборе Калининграда благодаря проведению международного органного конкурса им. М.Л, Таривердиева. Развитие конкурса: расширение географии, привлечение международных партнеров, попечителей.
3. Реклама конкурса. Брендированный «Музыкальный трамвай», продвижение фестиваля с помощью необычных музыкальных акций – презентационного концерта в органном депо, пресс-конференция на корабле, концерт камерного оркестра «Венская академия» на летном поле, презентация самолета «Микаэл Таривердиев».
6. Свободный микрофон: Валерия Афиногенова, директор Сочинской государственной филармонии – об органном искусстве как факторе развития города и региональных особенностях города Сочи.
1. Туризм и отдых как основные факторы развития Сочи. Этнические особенности Сочи. Несовпадение интенсивности культурной жизни с интенсивностью заполнения города туристами. Географическая разбросанность города как фактор, препятствующий постоянному равномерному наполнению концертных залов. Ротация публики и ее постоянное обновление как преимущество Сочи.
2. Организация сотрудничества органного зала со здравницами. Посещение концертов по санаторно-курортным книжкам в выходные (дни, свободные от процедур).
3. Организация работы Органного зала Сочи. Сотрудничество с турфирмами: организация экскурсий туристов в Зимний театр и Органный зал.
Заключительное слово председателя СКОР, директора Санкт-Петербургской академической капеллы О.С. Хомовой.
7. «Проблемы высшего органного образования и организации концертной деятельности» .
Р.К. Абдуллин, ректор Казанской государственной консерватории им. Жиганова, заведующий кафедры органа, клавесина и арфы, профессор, народный артист РФ, Казань.
Ключевые положения доклада:
1. Проблема содержания инструментария. Несоответствие технических параметров концертных залов и иных помещений, где имеются органы, установленным параметрам (влажность, кондиционирование, температура). Зачастую данные проблемы преодолеваются только энтузиазмом органных мастеров.
2. В реестре Госкомтруда РФ отсутствует специальность органного мастера, интонировщика. В связи с этим появляется необходимость решить проблему системно, для чего необходимо ввести в музыкальных ВУЗах страны специальность «Органный мастер». Продвижение и реализацию этой идеи необходимо взять на себя профессиональному сообществу органистов и СКОР.
3. Конкурсная система попадания музыканта на место органиста после получения образования. В стране увеличилось количество органов.
4. Проблема поступления в консерваторию на специальность «Орган» без опыта с общения с инструментом при том, что люди из разных регионов страны должны обладать равными возможностями доступности.
Дискуссия
Предложение от Панова А.А. (профессор и заместитель декана по научной работе и международным связям факультета искусств Санкт-Петербургского государственного университета, заведующий кафедрой органа, клавесина и карильона, директор основной образовательной программы СПбГУ «Музыкальное искусство» и научный руководитель программы подготовки магистров «История и теория музыкального исполнительского искусства»):
Отсутствие профессиональной подготовки органных мастеров в частности и настройщиков клавишных музыкальных инструментов, отсутствие у них социальной защиты и формальных документальных оснований занимать свою должность в целом действительно является давней проблемой. Директора концертных организаций тем самым также попадают под удар. В СПбГУ есть все технические и кадровые ресурсы, чтобы реализовать образовательную программу по профилю подготовки мастеров реставрации и настройки клавишных музыкальных инструментов. Предложение подготовить текст соответствующего письма на имя ректора СПбГУ. Предварительно данный текст должен быть разослан для ознакомления и согласования всем членам СКОР – потенциальным работодателям выпускников данной специальности.
Р.К. Абдуллин: Это поможет в будущем создать в России единый центр по реставрации, переносу органов, их ремонту, появятся отечественные квалифицированные специалисты по уходу за инструментов, звуковой и технической частью.
А.Н. Пелымский, генеральный директор Челябинской филармонии: уточнение по регламенту подачи и срокам подачи документов.
Вопрос от Фисейского А.В., (солист Московской государственной филармонии, заведующий кафедрой органа и клавесина РАМ им. Гнесиных, президент культурно-просветительского Центра органного искусства им. Одоевского, заслуженный артист РФ):
Кто будет преподавать на данной специальности при условия отсутствия в России дипломированных квалифицированных органных мастеров, речь идет об иностранных специалистах?
Панов А.А.: внутри учебного заведения сотрудник может вести любую дисциплину, будучи допущен кафедрой и учебно-методической комиссией. В частности, В.В. Хомяков, будучи народным артистом РФ, может быть оформлен на должность профессора и вести определенные дисциплины по решению кафедры. ВУЗ несет ответственность за это, юридически данные действия верны.
Фисейский А.В.: Предложение изучить опыт иностранных специалистов и направить несколько зарекомендовавших себя, но не имеющих профессионального образования российских органных мастеров на обучение в Германию. Пример опыта преподавания подобных дисциплин в Германии, рассказывает о центре по сертификации мастеров, обученных самостоятельно либо частным образом.
Панов А.А.: с точки зрения российского законодательства немецкий сертификат не имеет силы.
Д.Ф. Зарецкий, заведующий кафедры органа и клавесина Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова: опыт Германии мало подойдет, т.к. там органы обслуживаются фирмами, а не частными органостроительными мастерами. России нужны органные мастера, работающие на постоянной основе в тех или иных конкретных залах, знающие свой инструмент. Не для всех подойдет длинный срок обучения, нужна система дополнительного образования или переподготовки для людей, которые уже работают, обладают опытом и знаниями и нуждаются в некой легализации своих знаний.
Р.К. Абдуллин: Дополнительное образование законодательно возможно получать, имея основное образование. Среди органных мастеров и настройщиков есть много людей, не окончивших даже институт. Таким образом проблема основного образования становится первостепенной.
Фисейский А.В.: Система в Германии отличается от обрисованной Д.Ф. Зарецким. У церковных органов нет органных мастеров, уход осуществляет органист, при серьезных поломках обращаясь на фирму. В концертных залах должность органных мастеров есть.
Р.К. Абдуллин: Я имел опыт направления органных мастеров в Германию. Они прошли весь цикл изготовления органов, имея дело с трубами, металлообработкой, знали, из чего состоит орган, в этом состоит обучение.
Панов А.А.: данная база-практика может находиться на территории любой страны.
Фисейский А.В.: имеют ли университеты России педагогические ресурсы, достаточные для подготовки органных мастеров? Если такие специалисты имеются в Петербурге, почему там не все органы в хорошем состоянии?
Панов А.А.: Вопрос требует системного решения. За 6-8 лет его можно решить и вывести на профессиональный уровень подготовку органных мастеров в России при согласии руководств университетов.
Предложение Фисейского А.В.: вопрос нуждается в тщательной проработке и подготовке. Предлагаю данную дискуссию провести более углубленно и только потом оформить документально.
Панов А.А.: предлагаю руководству СКОР сформулировать проблему и обратиться к ректору СПбГУ с просьбой содействия системного ее решения. Вопрос составления учебного плана и конкретных учебно-методических комплексов станет вторым вопросом. Это два параллельных процесса.
Предложение Фисейского А.В.: Предлагаю следующий порядок работы: подготовить и проработать все комплексно, далее вынести на обсуждение СКОР с просьбой обращения руководства СКОР в ВУЗ, если они сочтут это уместным.
Панов А.А.: составление учебных программ – долгий и трудоемкий процесс.
Фисейский А.В.: уверен, что специалисты, осознающие важность данной проблемы, согласятся инвестировать свое время в подготовку данных программ.
Р.К. Абдуллин: нужна тщательная подготовка, программы должны соответствовать мировым стандартам. Если в этом году мы начнем этим заниматься, первыми в программу заявятся органные мастера, которые сегодня работают, не имея соответствующих дипломов.
А.В. Фисейский, Р.К. Абдуллин, В.В. Хомяков, А.Н. Пелымский: обсуждение вопросов оплаты работы органных мастеров работодателями в разных регионах. Заинтересованность работодателей в квалифицированных органных мастерах, чья квалификация подтверждена документально.
Панов А.А.: пояснение об отличиях работы реставратора и органного мастера. Рассказ о новых, в частности, лазерных, технологиях и разработках в сфере работы с материалами (выявление внутренних дефектов в деревянных конструкциях без вскрытия, работа с разрушением органного металла с помощью лазера).
В.В. Афиногенова, директор Сочинской филармонии: органист и органный мастер: должно ли это быть одно и то же лицо?
Р.К. Абдуллин, А.В. Фисейский, В.В. Хомяков: ответ на вопрос. Пояснение В.В. Хомякова о преимуществах совмещения одним специалистом работы органиста и органного мастера. Пояснение А.В. Фисейского о европейском опыте совмещения должностей органиста и органного мастера и опыте РАМ им. Гнесиных. Вывод трех специалистов: совмещение этих должностей оптимально.
Панов А.А.: Но это не решает проблемы профессиональной реставрации музыкальных инструментов.
Р.К. Абдуллин: решение проблемы нуждается в тщательной проработке, что нужно зафиксировать в решении совещания.
8. «Проблемы творческого роста молодых органистов и пути их решения. Система подготовки, повышения квалификации, вопросы кадровой политики». Д.Ф. Зарецкий, заведующий кафедрой органа и клавесина Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, профессор кафедры органа, клавесина и карильона Санкт-Петербургского университета, заслуженный артист РФ, Санкт-Петербург).
Ключевые положения доклада:
1. Панорама органного исполнительства и органного образования в последние 30 лет, краткий обзор. До 1990 года: проблема малого количества органов в СССР (в том числе, учебных) и ограниченного доступа к ним. Малое количество органных классов, отсутствие кафедр органного исполнительства. Однотипность органных залов и органов, заказывать которые можно было в Чехословакии и ГДР. Модель органного образования, построенная по принципу общения мастера с учеником, ограниченность зарубежных контактов и выездов на конкурсы, отсутствие возможностей для развития молодых органистов – студентов и выпускников. Вопрос работы выпускника после окончания вуза в силу малого количества инструментов в стране и организации гастрольной деятельности. Девяностые годы: разрыв творческих связей внутри страны. Выживание российской органной школы. Провал органостроения в силу финансовых причин. Положительные стороны: появление новых органных классов в РАМ им. Гнесиных, обилие новой информации, нотного и аудиоматериала, доступность летних академий и стажировок (как пример – «Новое органное движение», созданное по инициативе Владимира Хомякова).
2. XXI век: появление нового подхода к процессу обучения органистов. Органное обучение оформилось в виде органных кафедр. Обучение идет комплексно по разным дисциплинам и предметам – исполнительские дисциплины, работа в ансамблях, комплекс сопутствующих дисциплин (теория органа, ремонт и настройка, изучение репертуара). Возрастное расширение органного образования: люди получили возможность начать заниматься органом в более раннем возрасте (включая большое количество детских музыкальных школ, где практически с десяти лет можно начать заниматься органом).
3. Органный инструментарий. Улучшение ситуации в вузах по количеству и качеству инструментов. Коммерциализация высшего образования как негативный аспект, который сужает круг молодых талантливых людей, желающих овладеть органом. Опыт Санкт-Петербургской консерватории: создание двухгодичной программы дополнительного образования/переподготовки, комплекс специальных органных предметов для тех, кто уже имеет диплом о высшем образовании – пианистов, композиторов, музыковедов. Открытие новых органных залов и установка новых инструментов (Белгород, Пенза, Челябинск, Мурманск, Дубровицы). Положительный опыт использования вторичных (подержанных) органов в концертных залах разных городов РФ. Реставрация инструментов периода романтических органов (один из удачных примеров – Санкт-Петербургская капелла, где фирма Ойле надстроила инструмент, сохранив характер звучания). Повсеместное появление электронных органов, которые становятся хорошим дополнением к духовым органам, используемым в учебном процессе, хотя использование электронных органов в концертных залах является неоднозначным вопросом. Появление церковных органов как новый вид деятельности для молодых органистов. Даже работая в церкви, молодые органисты оказываются вовлечены в процесс концертного исполнительства.
4. Современное информационное поле. Появление интернета значительно расширило доступ к информации, однако благодаря возросшей конкуренции породило проблему привлечения внимания к органным концертам. Предложение к коллегам: наладить обмен опытом в сфере применения новых технологий в системной работе по продвижению органных концертов.
5. Появление заинтересованных молодых целеустремленных студентов, которые хотят овладеть высотами мастерства и сделать его делом своей жизни. Обзор основных форм обучения – болонская система, система специалитета, смешанная система, ассистентура-стажировка. Появление собственных всероссийских и международных органных конкурсов при крупнейших музыкальных вузах страны. Музыкальный конкурс как возможность молодому органисту проявить себя и выйти на достойные концертные площадки России и зарубежья (что, как показывает практика, привлекает молодых музыкантов в первую очередь). Проблема появления лжелауреатов. Целенаправленное использование ресурсов интернета для саморекламы не всегда заслуживающих доверия зарубежных органистов. Просьба к директорскому корпусу филармоний и концертных залов более внимательно знакомиться с резюме малоизвестных гастролирующих органистов.
6. Зарубежные стажировки и обмены как уникальный опыт для молодых органистов. Исполнительство на исторических органах, опыт общения с различными инструментами, возможность в короткий срок понять и оценить все возможности разных инструментов (что помогает потом в концертной и гастрольной деятельности) как уникальная возможность творческого роста молодого музыканта.
7. Возможность работы для выпускников органных кафедр. Краткий обзор вариантов: органист в концертном зале, работа в церквях, где устанавливаются духовые органы, участие в гастрольной концертной деятельности. Белгородская филармония и работа ее органиста как один из наиболее успешных примеров построения карьеры молодого музыканта.
9. «Проблемы и способы привлечения зрителей к проектам в области органного исполнительства». Ушаков Д.Ф., художественный руководитель ОГАУК «Томская областная филармония.
Ключевые положения доклада:
1. Органные концерты, в которых принимают участие гастролеры и собственные органные концерты – специфика продвижения каждого вида концертов. Концерты гастролеров как самая простая для продвижения категория: имя органиста само по себе служит продвигающим фактором в силу новизны, духовного багажа и опыта, который он предлагает в качестве невербального сообщения для аудитории. Миф о том, что органист, приехавший из-за рубежа, по умолчанию хорош.
2. Продвижение собственно филармонических органных концертов: грамотное выстраивание концертной программы как основной привлекающий зрителя фактор. Наиболее продуктивный подход построения программы должен учитывать три вектора:
- государственная политика в сфере культуры, которую реализуют те или иные субъекты (равнодоступность социальная, возрастная, экономическая, каждый должен найти в программах что-то новое и интересное);
- построение филармонических программ по запросам аудитории;
- реализация просветительской миссии и творческого потенциала музыкантов.
На пересечении этих векторов находится такое формирование программ, чтобы они были актуальны и пользовались перманентным спросом.
3. Эксперимент по созданию интерактивных концертов: публика сама выбирает, что хочет услышать, голосуя в интернете и заполняя анкеты. Это создает эффект сопричастности, привлекая слушателя.
4. Эффект радости узнавания. Начав концерт с широкоизвестных, знакомых произведений, мы делаем людей, сидящих в зале, нашими друзьями и союзниками. После этого легко можем исполнить нечто новое, и, доверяя нам, публика хорошо воспримет это. Пример: удачный личный опыт подобного составления программ в качестве концертного директора Кафедрального собора Св. Петра и Павла (Москва).
5. Влияние премьерных исполнений на посещение концертов зрителем. Эксперимент, проведенный в городах Сибирского федерального округа показал, что акцент на премьерность той или иной программы становится хорошим новостным поводом, однако слабо влияет на посещаемость концерта публикой.
6. Создание органных ансамблей как продуктивный и перспективный способ вызвать интерес у слушательской аудитории. Три лидирующих в слушательском восприятии вида ансамблей (билеты заканчиваются за 2-3 недели до даты концерта):
- орган + саксофон
-орган + гитара
- орган + труба.
7. Разнообразие, радость узнавания и новизна, системность программирования органных концертов как три основополагающих фактора успешного продвижения и поддержания интереса к органным концертам.
8. Воспитание будущей органной аудитории. Детские и семейные концерты. Методы эффективного продвижения детских концертов: работа с образовательными учреждениями (посещение концертов в учебное время); возможность подойти к органу, познакомиться с ним, задать вопросы исполнителю – как залог успеха семейного концерта.
10. «Экспертно-консультативная работа по вопросам реставрации, ремонта, переноса инструментов». Хомяков В.В., народный артист РФ, лауреат международных конкурсов, Челябинск.
1. Каждый орган строится для конкретного зала с учетом архитектурных и акустических особенностей; перенос инструмента – всегда риск ухудшения звучания.
2. История переноса челябинского органа. Критический момент выбора концертного зала – нового дома для челябинского органа. Обзор вариантов залов для органа, краткая характеристика каждого из предполагаемых залов. Сотрудничество с органостроителями фирмы «Ойле» и экспертами-акустиками. Кинотеатр «Родина» как наиболее оптимальный вариант для размещения челябинского органа. Создание акустического и архитектурного проекта нового зала.
3. Актуальность темы для разных регионов страны в связи с массовым возвращением церквям их исторический помещений. Особенности переноса инструментов в короткие сроки и связанные с этим риски. Пример Челябинска как один из наиболее удачных в России примеров переноса органа. Работа органостроителей фирмы «Ойле».
Приглашение молодых органистов в 17 часов на мастер-класс по язычковым трубам и экскурсию внутрь челябинского органа, который является прекрасным примером – как нужно строить органы не только снаружи, но и изнутри. В органе удалось провести некоторые изменения в лучшую сторону, которые сложно объяснять на словах, лучше видеть на практике.
11. «Передвижной орган как новый инструмент взаимодействия филармонии и общества». (В. Муртазин, народный артист Башкортостана, Уфа).
1. Презентация органа «Хауптверк» (США). Речь идет о компьютерной программе, под которую создаются сэмплерные банки звуков. Электронный инструмент нового поколения не имитирует орган, а воспроизводит звучание труб реально существующих инструментов разных соборов и городов мира. Мобильность позволяет с помощью специальной погрузочной техники привезти орган куда угодно и создать соборное звучание в любом зале. Цифровой инструмент имеет органную midi-клавиатуру, педаль. Желателен компьютер MAC. Каждый новый банк звуков приобретается, «ломаная» программа работать не будет. В коллекции Муртазина – порядка 5-6 инструментов. Корпус инструмента собран самим органистом. Колонки 16 Гц.
2. Опыт проведения концертов в разных городах России, перевозки мобильного органа.
3. Демонстрация звуков органа:
- Демонстрация звука исторического органа г. Кампэн 1731 года, Голландия.
- Демонстрация звука исторического органа г. Каппель, Германия.
- Демонстрация звука английского симфонического органа.
- Демонстрация звука органа работы Кавайе-Коля
А.В. Фисейский: такие органы в Москве сейчас создаются выпускником РАМ им. Гнесиных Игнатием Изотовым и его отцом. В частности, подобный инструмент построен для Фонда «Бельканто». Ими построены несколько учебных органов. Один из таких инструментов мы демонстрировали на органном симпозиуме в 2016 году. Программное обеспечение можно получить бесплатно совершенно легально. Некоторые из фирм в порядке пропаганды своей деятельности выкладывают небольшую часть программ в интернете. Качество программ разное. Ранние программы звучат хуже, чем современные. Есть возможность выбора. Некоторые мои ученики дома имеют в пользовании подобные инструменты.
А.Н. Пелымский: Владислав, какой температурный режим нужно соблюдать при перевозке данного органа? Как производится погрузка и разгрузка органа?
В. Муртазин: Перевожу орган в своем грузопассажирском Volkswagen Crafter, температурный режим обеспечивают автономные печки. Орган перемещается на роботе PIANOPLAN, в том числе и по лестницам. 3-4 человека, как правило, помогают. Если располагаю временем, вполне справляюсь один.
Свободный микрофон
Ирина Дмитриевна Устинова, директор Карельской государственной филармонии:
Карельская государственная филармония получила в свое распоряжение концертный зал ОАО «Кондопога» с великолепным органом. Этот зал будет действовать как филиал Карельской филармонии. Рада, что мы с коллегами из Кондопоги присоединились к этому важному направлению филармонической деятельности. Постараемся в ближайшее время вникнуть в нее, все то, что мы услышали на форуме – огромный пласт новых знаний на тему того как нам работать дальше. Благодарим СКОР и организаторов за возможность посетить форум. Мы были бы заинтересованы в проведении на базе нашего органного зала семинара «Концертный орган в малых городах РФ». Также нам был бы интересен семинар на более широкую тему – «Работа концертного зала в малых городах России», т.к. в дальнейшем этот зал мы будем задействовать и как зал камерной музыки. Вопрос по продвижению академической музыки в малых городах очень актуален. Мы возьмемся за разработку содержательной части данного семинара и будем рады принять мысли и предложения коллег.
Резолюция Совещания:
Рассмотрев и обсудив заявленные темы, участники совещания по проблемам органного искусства в РФ выразили следующие пожелания:
1. Придать статус Всероссийского конкурсу органистов имени А.Ф.Одоевского.
2. Рекомендовать филармониям СКОР в качестве поощрения лауреатов конкурса органистов им. А.Ф.Одоевского организацию концертов победителей.
3. Рекомендовать руководителям филармонии СКОР принять участие в фестивале «Девять веков органа», проводимый в Московской филармонии. Подготовить письмо в Министерство культуры России с просьбой поддержать данную инициативу.
4. Для профессионального продвижения молодых органистов России придать статус Всероссийского фестивалю «Поколение НЕКСТ»
5. Рекомендовать специалистам по творческому планированию включать в репертуар филармоний концерты молодых органистов России.
6. Рекомендовать руководителям ВУЗОв комплексно проработать вопрос профессионального образования органных мастеров- и мастеров-реставраторов .
7. Рекомендовать СКОР провести совещание органной секции СКОР с участием органных мастеров и мастеров-реставраторов для дальнейшего изучения проблемы профессионального образования данных мастеров и дальнейшего применения решения этой проблемы в концертной деятельности.
8. Рассмотреть вопрос необходимости ходатайства о включении в перечень ЕКС профессий «Органный мастер» и «Ассистент органиста»
9. Провести Всероссийское совещание СКОР в г. Петрозаводске с рабочим названием «Концертный орган в малых городах РФ».