16 мая 2023 года в памятном историческом месте для всех поколений композиторов и музыкантов – в зале Московского дома композиторов состоялся концерт из произведений белгородских композиторов, членов Союза композиторов России Николая Бирюкова, Елены-Латыш-Бирюковой и Ильи Мищенкова. Эта творческая акция состоялась благодаря большой организационной и финансовой поддержке руководства Союза композиторов России, Белгородской государственной филармонии в лице директора С.Ю. Боруха и художественного руководителя, заслуженного работника культуры РФ Е.А. Алешникова, Московского дома композиторов в лице генерального директора А.Р. Баграмова и заместителя генерального директора по концертной работе А.С. Седовой.
Авторские произведения были представлены ярким составом исполнителей – ведущими солистами и концертным коллективом Белгородской государственной филармонии. Это – лауреаты международных конкурсов Тимур Халиуллин (орган) и Галина Зольникова (сопрано), камерный оркестр Mezzo music под управлением Ильи Мищенкова (художественный руководитель – Наталья Боровик). За дирижерским пультом весь вечер был композитор и дирижер Илья Мищенков. Специальный гость музыкального вечера – солистка Московского музыкального театра «Геликон-опера», заслуженная артистка России, народная артистка Абхазии Алиса Гицба.
В зале присутствовали известные деятели российской музыкальной элиты, руководители учреждений культуры и творческих союзов, композиторы, музыковеды, исполнители всероссийского и международного уровня, любители современной музыки. Среди них: заслуженный деятель искусств РСФСР, председатель Союза московских композиторов, руководитель ежегодного международного фестиваля современной музыки «Московская осень» О.Б. Галахов, президент Союза композиторов Евразии, Почётный деятель искусств города Москвы, руководитель Международного фестиваля-конкурса национальной патриотической песни «Красная Гвоздика» имени И. Д. Кобзона, председатель жюри Конкурса композиторов и исполнителей на соискание премии «Прохоровское поле» в области музыкального искусства А.К. Батурин, заслуженный артист России, народный артист Республики Ингушетия, член Союза московских композиторов России, лауреат премии «Прохоровское поле» О.П. Каледин, ответственный секретарь Союза композиторов России, научный секретарь Гильдии музыкознания и Гильдии музыкального образования Российского музыкального союза, директор ДМШ №66 г. Москвы П.А. Левадный, референт председателя правления Союза композиторов России Т.П. Назарова.
Пришли поддержать своих белгородских коллег известные российские исполнители, с которыми связывает многолетняя творческая и человеческая дружба: приглашенный солист Большого театра России Владимир Байков (бас-баритон), артистка Национального академического оркестра народных инструментов им. Н.П. Осипова Мария Гусева (малая домра), солистка Государственного академического русского народного ансамбля «Россия» имени Людмилы Зыкиной Анастасия Захарова (малая домра), солистка Академического оркестра русских народных инструментов Всероссийской телерадиокомпании имени Н.Н. Некрасова Мария Бударина (балалайка прима), первая исполнительница симфонии-кантаты «Будем как солнце» Николая Бирюкова – выпускница РАМ имени Гнесиных Елена Поддьякова (сопрано) и многие другие.
Идею проведения творческого вечера и название концертной программы «Белгородские фрески» предложила Людмила Александровна Осипова, заслуженный работник культуры РФ, автор и ведущая программ на ВГТРК «Радио России». Людмила Александровна выразила желание поддержать белгородских музыкантов в Москве и предварить концертное выступление своим вступительным словом:
«Сегодня здесь не провинциальные композиторы, а композиторы с передовой – в прямом смысле этого слова! Мы будем слушать музыку, которая наиболее остро чувствуется в этот тяжёлый и решающий момент людьми, живущими там [в зоне повышенной опасности — СКОР]. Сегодня это уже не только композиторы, это наши защитники».
В концерте была представлена интересная и разнообразная концертная программа. Открыли музыкальный вечер сочинения Елены Латыш-Бирюковой – два импрессионистических романса из вокального цикла «Голоса ночи» на стихи Генри Лонгфелло («Перелётные птицы» и «Вечерняя звезда») в тонком поэтичном исполнении специального гостя музыкального вечера, солистки Московского музыкального театра «Геликон-опера» Алисы Гицба (сопрано). В знак глубокой признательности, как первой исполнительнице, единомышленнику и большому другу, автор музыки подарила певице клавир этого произведения.
Ночные таинственные музыкальные пейзажи романсовой лирики сменились еще одним сочинением Елены Латыш-Бирюковой, теперь уже в стиле минимализма – светлой картиной восходящего солнца «Музыка утренней росы» в переложении для органа, фортепиано и струнного оркестра. Оригинал произведения был написан для карильона, смешанного хора и симфонического оркестра по просьбе Тимура Халиуллина в 2020 году и завершал программу заключительного Гала-концерта II Международного фестиваля карильонной музыки «Белгородский звон».
Свои творческие устремления в неоклассическом стиле столичной публике представил молодой композитор Илья Мищенков, недавно принятый в члены Союза композиторов России – прозвучала элегантная Маленькая сюита в 4-х частях для струнного оркестра.
После исполнения инструментальной сюиты вновь зазвучала проникновенная вокальная лирика Елены Латыш-Бирюковой. На этот раз – первая часть из вокально-симфонического триптиха «Три элегии» на стихи бельгийского поэта-экспрессиониста Эмиля Верхарна «Молитвенно» в переложении для органа, фортепиано и струнного оркестра. Партию сопрано вдумчиво, исповедально исполнила Галина Зольникова. Это сочинение было специально написано для II Международного фестиваля карильонной музыки по предложению Тимура Халиуллина в оригинальной версии для сопрано, бас-тромбона, карильона, смешанного хора и симфонического оркестра и было посвящено первому исполнителю, интерпретатору музыки – главному дирижеру симфонического оркестра Белгородской государственной филармонии, заслуженному деятелю искусств России Рашиту Нигаматуллину.
Восторженными аплодисментами встретил зал Концерт для органа и струнного оркестра «Реверансы» Николая Бирюкова. Перед исполнением Тимур Халиуллин, приехавший специально за день до концерта для подготовки органа, рассказал о его акустических и технических возможностях и красочной палитре, вызвав неподдельный интерес к музыкальному инструменту и у профессиональных музыкантов, и у слушателей. Камерный оркестр Mezzo music под управлением Ильи Мищенкова исполнил три части концерта на едином дыхании, артистично, ярко и разнообразно по образному строю, контрастно по темпо-ритму и динамике, концертируя в музыкальном диалоге с солистом-органистом. Партия органа в виртуозном исполнении Тимура Халиуллина была насыщена оркестровыми красками, перекличками регистров, смелой градацией контрастных образов от бунтарского, залихватского русского духа музыки I части (поклон М.П. Мусоргскому), пейзажных зарисовок лирической II части (поклон А.К. Лядову) до развернутого народно-жанрового действа III части (поклон И.Ф. Стравинскому).
Впечатлениями о концерте поделился солист Большого театра России Владимир Байков, великолепно исполнивший в июне 2022 года партию Б.П. Шереметева в опере «Белгородский полк» (либретто В.В. Овчинникова, музыка Николая Бирюкова и Елены Латыш-Бирюковой) в программе Всероссийского фестиваля «Петровские музыкальные Ассамблеи» в Белгороде:
Музыкальные образы Елены Юрьевны (как и поэзия, избранная ею) – в большей степени обобщающие, имеющие отношение к природе, к философским категориям времени и пространства, к бесконечности Космоса, к нравственным проблемам. С одной стороны, чувствуется бесконечное дыхание фраз, в чём-то даже отсылающих к минимализму. С другой стороны, в эти же фразы вкраплены очень изобретательные гармонические, ритмические и тембральные находки, эффектно и с большим вкусом расцвечивающие музыкальную ткань. После прослушивания «Голосов ночи», «Музыки утренней росы» и «Молитвенно» я поймал себя на мысли, что могу охарактеризовать эти произведения знаменитыми каноническими латинскими словами Lux Aeterna – Вечный Свет.
Николай Георгиевич в своих «Реверансах» показал себя как истинный наследник великих русских композиторов. Энергетические, упругие, иногда колючие ритмы, русские лады, удивительные параллели с былинностью, инфернальностью, иногда даже «потусторонностью» Мусоргского, с волшебством и магией Лядова, с фантастической изобразительностью Стравинского произвели впечатление, прежде всего русским национальным колоритом.
У обоих композиторов звучание органа вплетено в партитуры предельно естественно. Необходимо отметить вдохновляющую роль и исполнительское мастерство прекрасного органиста Тимура Халиуллина.
Когда Николай Георгиевич поднялся на сцену, чтобы поклониться публике, он сказал краткую речь, в которой упомянул своего учителя Николая Ивановича Пейко и учителя своего учителя Николая Яковлевича Мясковского. Было очень приятно слышать имена этих русских прирождённых симфонистов, для которых построение новых музыкальных миров было жизненной необходимостью. Удивительно, что в русской музыке в наше время существует такой прекрасный семейный композиторский тандем. Как сказал Эрих Мария Ремарк, «в тёмные времена хорошо видно светлых людей». Его хочется и дополнить, и перефразировать: их не только хорошо видно, но и слышно!»
Материалы предоставлены пресс-службой Белгородской филармонии