
Филиал Государственной Третьяковской галереи в Калининграде стали строить в 2020 году, и откроется он совсем скоро. А с лучшими полотнами из основной экспозиции, которые покидают знаменитый музей в исключительных случаях, город знакомится уже восемь лет. Это происходит в стенах Кафедрального собора на острове Канта. В этом году на остров Канта впервые «прибудет» Исаак Левитан, которого называют последним пейзажистом золотого века русской живописи.
От Кандинского до Шишкина
Василия Кандинского и “Импровизацию 7”, Василия Поленова и “Московский дворик”, Константина Коровина и “Портрет дочерей Федора Ивановича Шаляпина”, Владимира Боровиковского и “Портрет сестер княжон Анны Гаврииловны и Варвары Гаврииловны Гагариных”, Илью Репина и “Портрет композитора Модеста Петровича Мусоргского”, Ивана Шишкина и “Полдень в окрестностях Москвы” уже могли видеть во время Выставки одной картины на острове Канта. И не только видеть – каждая выставка сопровождается музыкальными программами, которые так или иначе связаны с произведением искусства. Связь бывает очевидна: на открытии Выставки в 23-м году главный органист московского концертного зала “Зарядье” Лада Лабзина и Калининградский оркестр русских народных инструментов исполняли “Картинки с выставки” Модеста Мусоргского. Или строится на ассоциациях: Шуберта, Сора, Бортнянского, Моцарта, Бетховена играли Les Moscovites, включив в состав инструментов романтическую гитару (Ася Гречищева) – ту самую, что держит одна из сестер Гагариных на полотне Боровиковского.
Весне - дорогу
В этом году на остров Канта впервые “прибудет” Исаак Левитан, которого называют последним пейзажистом золотого века русской живописи. Поздняя работа художника “Весна – большая вода” (1897, холст, масло) – одна из двадцати приобретенных в коллекцию Павлом Третьяковым. Именно она проведет месяц в Калининграде. Сам Левитан говорил об одной из своих картин: “Просторная, напитанная кислородом и запахом травы. Здесь звенит в ушах от тишины. И так насыщаешься простором, что потом с трудом узнаешь квартиру. Так как нужно вновь втиснуть себя в стены, покрытые обоями”. Его друг Антон Чехов, описывая природу, вообще предпочитал смотреть не в окно – на пейзажи Левитана. Мы займемся тем же в просторном пространстве собора, где картина будет экспонироваться с 14 июня по 13 июля.
В музыкальной раме
У любого произведения визуального искусства на острове – рама музыкальная. Ею становятся концерты открытия и закрытия выставки, программы которых определяет художественный руководитель Кафедрального собора Вера Таривердиева.
Встретит полотно в этом году вокальный ансамбль Intrada под управлением Екатерины Антоненко – участник европейских фестивалей, без которого не обходятся крупные музыкальные события на российской сцене. “Реквием” Габриэля Форе – французского композитора 19-20 века, переосмыслившего этот жанр старинной музыки – станет одним из акцентов программы, которую коллектив представит с лауреатом международных конкурсов Даниэлем Сальвадором (орган, Испания). Почему Форе? Именно во Францию когда-то отправился в путешествие Левитан.
На закрытии к картине выйдет невероятная Хибла Герзмава – оперная дива, народная артистка России и Абхазии, двукратный лауреат “Золотой маски”, первая обладательница гран-при среди вокалистов на Международном конкурсе имени П. И. Чайковского. В дуэте с солисткой, известной публике Лондонской Королевской оперы “Ковент-Гарден”, Метрополитен-опера, Венской государственной оперы, Римской оперы, парижской Гранд Опера, миланского Ла Скала и других сцен выступит Иван Царев (орган).
Это мечта моя – петь с органом, – призналась Хибла на закрытии фестиваля “Территория мира – Территория музыки” в Калининграде летом 2024 года. Пообещала вернуться – и сдержала обещание.
Событие, которое в 24-м году собрало более 35 тысяч зрителей за весь период экспонирования картины, традиционно пройдет в рамках фестиваля “Орган плюс”.
Тем временем филиал Третьяковской галереи готовится к своему открытию в этом году. Первым масштабным выставочным проектом нового музея станет “Пять веков русского искусства”. В экспозиции будет представлена вся панорама русской живописи - от иконописи конца 15-16 века до экспериментов авангарда и картин современных художников.