В пятницу, 23 августа, на острове Канта стартовал крупнейший open-air классической музыки в Калининграде «Территория мира - Территория музыки». Уже восемь лет он собирает в историческом центре города звезд академической музыки, лучшие оркестры и тысячи слушателей, оставаясь единственным фестивалем Кафедрального собора, который проходит под открытым небом. Организованный в партнерстве с Росконцертом, фестиваль принимает более шести тысяч гостей за три дня.
Одним из резидентов фестиваля в этом году стал Московский государственный академический симфонический оркестр (художественный руководитель - Иван Никифорчин), прилетевший на остров с тремя разными дирижерами. На открытии, под управлением Алексея Верещагина, оркестр исполнил симфоническую поэму Петра Ильича Чайковского “Франческа да Римини”, а также - вместе с Государственной академической хоровой капеллой России имени А.А. Юрлова и солистами оперных театров Елизаветой Нарсия (сопрано), Анджеем Белецким (баритон), Алексеем Богдановым (тенор) - сценическую кантату Карла Орфа “Кармина Бурана”, которая прежде звучала в городе лишь однажды.
- Мы проводим фестиваль в восьмой раз, - подчеркнула Вера Таривердиева. - Раньше он проходил в стенах собора, затем - на острове, а в 20-м году - вышел на Соборную площадь. Тогда же мы стали сотрудничать с Росконцертом, и сегодня благодаря его усилиям имеем возможность проводить событие масштабно, с участием выдающихся музыкантов и коллективов.
- Потрясающий зал, фантастические музыканты, невероятная атмосфера острова Канта и один из главных участников - Собор. Наконец это случилось снова, - сказал министр культуры Калининградской области Андрей Ермак, приветствуя гостей.
Несмотря на то, что за восемь лет гости фестиваля слышали многое, есть вещи, которые произошли на этом фестивале впервые.
Впервые у фестиваля появился ведущий - блестящий музыковед, главный редактор старейшего профессионального издания о музыке в стране, пианист группы OQJAV и ведущий концертов Московской филармонии Ярослав Тимофеев. Благодаря ему знакомство с большими симфоническими полотнами стало объемным и ясным.
- “Кармина Бурана” идеально подходит на роль сочинения, открывающего фестиваль, - признается Ярослав. - Это музыка, похожая на грандиозный архитектурный портал. В формате опенэйра всегда выигрывают произведения, которые достаточно просто скроены и в которых преобладают сильные жесты. “Кармина Бурана” именно такая.
Как Орф изобрел в своей музыке колесо, Ярослав Тимофеев рассказал во всех подробностях, благодаря чему эффект кантаты на слушателей усилился многократно. Отпустить исполнителей не решались и после финала. Одним из самых ярких моментов, конечно, стал номер In Trutina, что звучит непосредственно перед повторением хора “О, Фортуна”, обрамляющего произведение подобно обложке средневекового сборника.
- Самая большая сложность для певцов в этой музыке - необходимость использовать огромный диапазон, - говорит участница Молодежной программы Большого театра России Елизавета Нарсия. - Внизу надо как меццо все озвучить, наверху спеть колоратурным сопрано - это очень страшно. Некоторые просто не берутся. Особенно непростая партия в финале - в этот момент ты и не существуешь будто. Привыкнуть к этому невозможно.
Так же впервые все три дня фестиваля сопровождал Московский государственный академический симфонический оркестр (художественный руководитель - Иван Никифорчин) под управлением трех разных дирижеров: Алексея Верещагина, Фабио Мастранджело и Антона Гришанина. В субботу острову довелось услышать концерты для солирующих инструментов с оркестром Сен-Санса, Моцарта, Рахманинова, оперные шедевры Верди, Пуччини, Кальмана, музыку кино Дунаевского, Петрова, Гарваренца. Солисты второго вечера - лауреаты международных конкурсов из европейских стран и Соединенных Штатов Америки: Энджел Вонг (фортепиано), Франческо Солинас (баритон), Мартина Гресия (сопрано), Шарль Ределле (валторна), Аугусто Велио Палумбо (фагот). За пультом в этот день был художественный руководитель Санкт-Петербургского музыкального театра имени Ф. Шаляпина, приглашенный дирижер Мариинского театра Фабио Мастранджело.
Впервые на фестивале, да и в Калининграде, выступила народная артистка России и Абхазии, двукратная обладательница театральной премии “Золотая маска” и невероятного сопрано, оперная дива Хибла Герзмава. Она закрыла фестиваль, за два часа совершив путешествие от оперной классики к киномузыке.
- В собор я с удовольствием приеду снова. Это мечта моя - петь с органом, - говорит Хибла Герзмава. - В третий день фестиваля хотелось уместить разноплановую музыку: и арии, и увертюры из опер, и обязательно песни, которые мы все любим. Концерт очень теплый: изысканная программа, изумительный оркестр МГАСО, потрясающий дирижер Антон Гришанин. А когда у нас ведет концерт Ярослав Тимофеев, это всегда праздник.
- Опенэйры закаляют, - признается Антон Гришанин. - Всегда чувствуешь энергию зала, людей больше, чем обычно на концертах академической музыки. А если оркестр сопровождает все три дня, еще и думаешь, как каждый день
сделать лучше, на градус больше, чем вчера.- На этом фестивале все устроено оптимально, - замечает Ярослав Тимофеев. - Мне очень нравится, что рядом собор, что все происходит в непосредственной близости от самого умного человека на свете, который здесь лежит, –
Иммануила Канта. Что это остров, что две тысячи человек собирается, не 20 и не 200, иначе было бы сложно. Музыка классическая не устаревает, она будет звучать хорошо и свежо, вероятно, и через 300 лет.
Организаторы верят, что через год фестиваль вновь удивит и вдохновит слушателей. Ведь, как напоминают “Кармина Бурана” Карла Орфа и “Ветер перемен” Максима Дунаевского - совершенно разные сочинения, обрамлявшие фестиваль, этот мир неустанно движется вперед, а цикличность в нем удивительным образом уживается с переменами.