02.11.2022
Петербургская филармония посвящает концерты 90-летию со дня рождения Сергея Слонимского

8 ноября в Большом зале Петербургской филармонии Академический симфонический оркестр под управлением Максима Алексеева исполнит программу, посвященную 90-летию со дня рождения Сергея Слонимского: прозвучат фантазия для оркестра «Петербургские видения», посвященная композитором Юрию Темирканову, и Симфония № 21 «Из “Фауста” Гете», солистка – меццо-сопрано Ирина Шишкова. В программу второго отделения вошли классические партитуры: симфоническая поэма «Прелюды» Листа и фантазия для оркестра «Франческа да Римини» Чайковского.
​Музыке Сергей Слонимского также будут посвящены два ноябрьских концерта в Малом зале филармонии: 23 ноября программа «Сергей Слонимский и его школа» прозвучит в рамках XXXIII Международного фестиваля новой музыки «Звуковые пути», 25 ноября программа «Сергей Слонимский. Лики творчества» продолжит абонемент Малого зала «В кругу великих имен». 

 

Сергей Слонимский – патриарх петербургской композиторской школы, один из лидеров современной отечественной музыки, ушедший из жизни в 2020 году. На протяжении без малого семидесяти лет музыка Слонимского составляет неотъемлемую часть афиши Петербургской филармонии: впервые она прозвучала в Большом зале исполнении Симфонического оркестра филармонии (ныне – Академический симфонический оркестр) под управлением Николая Рабиновича 30 ноября 1953 в рамках концерта-смотра творчества ленинградских композиторов. С тех пор сочинениями Сергея Слонимского в этом зале дирижировали Юрий Темирканов, Николай Алексеев, Александр Дмитриев, Владимир Альтшулер, а также Александр Лазарев, Юрий Симонов, Александр Титов, Михаил Юровский, Арвид Янсонс, Геннадий Рождественский, Кирилл Кондрашин и многие другие именитые музыканты. В Большом зале филармонии прошло множество мировых премьер сочинений Сергея Слонимского.

 

Все партитуры, вошедшие в программу концерта 8 ноября, написаны в опоре на литературную первооснову. Симфоническая поэма «Петербургские видения», эпиграфом к которой стали строки из романа Достоевского «Бедные люди», была создана Сергеем Слонимским в 1995 году по инициативе Юрия Темирканова, неоднократно дирижировавшего этой партитурой впоследствии. Симфония № 21, по словам автора, была инспирирована работой Александра Сокурова над фильмом «Фауст»: «он мне давал сценарий, – рассказывал Сергей Слонимский, – Это заставило меня перечитать “Фауста” Гете, увидеть там очень много глубоких, современных идей – и родились музыкальные мысли. Первая часть называется ”Фауст”. То есть это человек, ищущий, с одной стороны, смысла жизни, смысла бытия, а, с другой стороны, жаждущий прекрасного мгновения, которое, однако, дается ему ценой самой жизни. <...> Вторая часть называется “Песня Маргариты”, вокальная часть, на подлинный текст немецкой песни “За прялкой”: ”Мой покой исчез, мое сердце тяжело” – очень известное у музыкантов стихотворение, и Шуберт писал на эти стихи, и не только. <...> Третья часть – “Вальпургиева ночь”, где, конечно, просвечивает мефистофельский дух отрицания, который, однако, гнездится в самом Фаусте». 

Билеты на концерт Академического симфонического оркестра под управлением Максима Алексеева доступны в кассах и на официальном сайте Петербургской филармонии