02.12.2020
02.12.2020
«В 2020 году такого фестиваля больше нет нигде! – прозвучало в эфире Первого канала из уст соорганизатора Be@thoven – директора продюсерского агентства «RCCR Projects GmbH Berlin» Татьяны Рексрот. – В этот сложный момент бетховенская музыка стала тем фактором, который помог найти силы, энергию, добиться того, чтобы в Екатеринбурге собрались лучшие исполнители музыки Бетховена».
С 23 по 30 ноября в шести концертах Международного музыкального фестиваля Be@thoven на сцене Свердловской филармонии прозвучали ключевые произведения Людвига ван Бетховена: от камерной ансамблевой и фортепианной музыки до крупных симфонических полотен. Участие в фестивале приняли исполнители авторских версий сочинений Бетховена из Германии и Австрии, Уральский филармонический оркестр и известные российские музыканты. Завершающим аккордом стал концерт, воплотивший в жизнь революционные идеи единства, равенства и братства. С призывом «Обнимитесь, миллионы» к публике обратились музыканты восьми стран. Благодаря прямым трансляциям к фестивалю приобщились более 120 тысяч онлайн зрителей.
«Конечно, свою коррекцию в фестиваль внесла пандемия. Он был бы ещё более масштабным и интересным для нашей публики, если бы не вынужденные ограничения», – считает директор Свердловской филармонии Александр Колотурский. Но, тем не менее, стал «самым крупным событием в том масштабе, который сейчас возможен. Все остальные грандиозные бетховенские мероприятия, которые были запланированы в Европе, отменены», – дополнила коллегу Татьяна Рексрот.
«Сейчас Бетховенская музыка воспринимается как глоток свежего воздуха, и вы постарались сделать так, чтобы она прозвучала современно», – выразила свое мнение присутствовавшая на фестивале корреспондент Радио России музыкальный критик Ольга Русанова. «Нам хотелось показать знаковые вещи, которые звучат в Европе именно в такой, не скажу эталонной, но самой приемлемой трактовке – подтвердила Татьяна Рексрот. – И нам удалось реализовать задуманные акценты: Бетховен и Прокофьев, Бетховен и современные композиторы, Бетховен и немецкая музыка. Все эти диалоги как бы детективно сошлись и получилась интересная программа».
На время фестиваля артистам был передан исторически выверенный нотный материал издательства «Baerenreiter», вобравший многолетние изыскания ведущих исследователей творчества Бетховена и признанный эталонным. Также известный австрийский скрипач и дирижёр Томас Цетмайр предоставил оркестру партии с подлинными «бетховенскими» штрихами, являющимися результатом его многолетней работы с произведениями великого композитора. Под его руководством прошли два фестивальных концерта и состоялась Международная оркестровая академия, за время которой молодые музыканты из Германии, Австрии, Италии, Беларуси, Южной Кореи, Японии, Израиля, Франции и России провели вместе около 30 репетиционных часов и вышли на сцену в последний фестивальный день в составе объединённого оркестра.
«Мы счастливы, что можем показать музыкантам, как на самом деле писал и что подразумевал Бетховен, – подчеркнул педагог Академии профессор Кристиан Дальман. – Современные инструменты могут вновь воплотить идею композитора и дать тот, прежний, звук. Надо только отказаться от устоявшихся изменений, которые были внесены временем, от традиций, как мы привыкли это слышать».
Организаторы постарались объединить высокий академизм фестиваля с современными демократическими приемами её популяризации. Необходимо было внедриться в городскую среду и в общественное сознание, сообщить миллионному городу, что идёт крупное культурное событие.
По городу был пущен «бетховенский» трамвайный маршрут, в котором с помощью сканирования QR-кода можно было послушать самые известные сочинения композитора и узнать, что о нём говорят музыканты и деятели культуры. В центре Екатеринбурга появилась инсталляция в виде литеры «В» с изображением Бетховена и символикой фестиваля. Помимо концертов можно было посмотреть три филармонические выставки, посвящённые Бетховену. Одна из них – «Бетховен в подлиннике» была предоставлена Домом-музеем композитора в Бонне. Но и живущие вне культурных событий люди знали: Екатеринбург отмечает 250-летие великого Бетховена и проводит большой фестиваль.
Весь 2020 год Свердловская филармония шла к этому знаменательному событию. Несмотря на вынужденные ограничения, в 37 концертах сезона всё же прозвучала бетховенская музыка, а сам сезон проходил под девизом «Музыка стучится в дверь!». По словам Александра Колотурского, этого фестиваля просто не могло не быть!
Проект осуществлён в рамках Года Бетховена в России, при поддержке губернатора Свердловской области, МИД ФРГ, МИД России. Екатеринбург, где он состоялся, стал единственным городом в мире, в котором Бетховена чествовали масштабно, по-настоящему, наперекор судьбе.
С 23 по 30 ноября в шести концертах Международного музыкального фестиваля Be@thoven на сцене Свердловской филармонии прозвучали ключевые произведения Людвига ван Бетховена: от камерной ансамблевой и фортепианной музыки до крупных симфонических полотен. Участие в фестивале приняли исполнители авторских версий сочинений Бетховена из Германии и Австрии, Уральский филармонический оркестр и известные российские музыканты. Завершающим аккордом стал концерт, воплотивший в жизнь революционные идеи единства, равенства и братства. С призывом «Обнимитесь, миллионы» к публике обратились музыканты восьми стран. Благодаря прямым трансляциям к фестивалю приобщились более 120 тысяч онлайн зрителей.
«Конечно, свою коррекцию в фестиваль внесла пандемия. Он был бы ещё более масштабным и интересным для нашей публики, если бы не вынужденные ограничения», – считает директор Свердловской филармонии Александр Колотурский. Но, тем не менее, стал «самым крупным событием в том масштабе, который сейчас возможен. Все остальные грандиозные бетховенские мероприятия, которые были запланированы в Европе, отменены», – дополнила коллегу Татьяна Рексрот.
«Сейчас Бетховенская музыка воспринимается как глоток свежего воздуха, и вы постарались сделать так, чтобы она прозвучала современно», – выразила свое мнение присутствовавшая на фестивале корреспондент Радио России музыкальный критик Ольга Русанова. «Нам хотелось показать знаковые вещи, которые звучат в Европе именно в такой, не скажу эталонной, но самой приемлемой трактовке – подтвердила Татьяна Рексрот. – И нам удалось реализовать задуманные акценты: Бетховен и Прокофьев, Бетховен и современные композиторы, Бетховен и немецкая музыка. Все эти диалоги как бы детективно сошлись и получилась интересная программа».
На время фестиваля артистам был передан исторически выверенный нотный материал издательства «Baerenreiter», вобравший многолетние изыскания ведущих исследователей творчества Бетховена и признанный эталонным. Также известный австрийский скрипач и дирижёр Томас Цетмайр предоставил оркестру партии с подлинными «бетховенскими» штрихами, являющимися результатом его многолетней работы с произведениями великого композитора. Под его руководством прошли два фестивальных концерта и состоялась Международная оркестровая академия, за время которой молодые музыканты из Германии, Австрии, Италии, Беларуси, Южной Кореи, Японии, Израиля, Франции и России провели вместе около 30 репетиционных часов и вышли на сцену в последний фестивальный день в составе объединённого оркестра.
«Мы счастливы, что можем показать музыкантам, как на самом деле писал и что подразумевал Бетховен, – подчеркнул педагог Академии профессор Кристиан Дальман. – Современные инструменты могут вновь воплотить идею композитора и дать тот, прежний, звук. Надо только отказаться от устоявшихся изменений, которые были внесены временем, от традиций, как мы привыкли это слышать».
Организаторы постарались объединить высокий академизм фестиваля с современными демократическими приемами её популяризации. Необходимо было внедриться в городскую среду и в общественное сознание, сообщить миллионному городу, что идёт крупное культурное событие.
По городу был пущен «бетховенский» трамвайный маршрут, в котором с помощью сканирования QR-кода можно было послушать самые известные сочинения композитора и узнать, что о нём говорят музыканты и деятели культуры. В центре Екатеринбурга появилась инсталляция в виде литеры «В» с изображением Бетховена и символикой фестиваля. Помимо концертов можно было посмотреть три филармонические выставки, посвящённые Бетховену. Одна из них – «Бетховен в подлиннике» была предоставлена Домом-музеем композитора в Бонне. Но и живущие вне культурных событий люди знали: Екатеринбург отмечает 250-летие великого Бетховена и проводит большой фестиваль.
Весь 2020 год Свердловская филармония шла к этому знаменательному событию. Несмотря на вынужденные ограничения, в 37 концертах сезона всё же прозвучала бетховенская музыка, а сам сезон проходил под девизом «Музыка стучится в дверь!». По словам Александра Колотурского, этого фестиваля просто не могло не быть!
Проект осуществлён в рамках Года Бетховена в России, при поддержке губернатора Свердловской области, МИД ФРГ, МИД России. Екатеринбург, где он состоялся, стал единственным городом в мире, в котором Бетховена чествовали масштабно, по-настоящему, наперекор судьбе.