25.10.2019
25.10.2019
С 29 ноября по 6 декабря Свердловская филармония при поддержке Губернатора Свердловской области в пятый раз проводит крупнейший в регионе музыкальный фестиваль «Евразия». Межкультурный диалог Восточной и Западной цивилизаций будут вести выдающиеся исполнители России, Франции, Германии, Великобритании, Грузии, и сама музыка – от XII века до наших дней. Среди участников – дирижеры Дмитрий Лисс, Оливер Зеффман, Андрей Петренко, пианисты Пьер-Лоран Эмар, Михаил Плетнёв, Андреас Грау и Гётц Шумахер, певица Юлия Лежнева (сопрано), ансамбль барочной музыки La Voce Strumentale, ансамбль «Мдзлевари», три симфонических оркестра, включая Российский национальный, а также Симфонический хор Свердловской филармонии. Базовый коллектив фестиваля – Уральский академический филармонический оркестр под управлением главного дирижера Дмитрия Лисса.
«От темы диалога двух цивилизаций нам в России никуда не деться, – считает художественный руководитель «Евразии» Дмитрий Лисс. – Глубоко убежден в том, что Россия – европейская страна, но многовековое сосуществование с восточными цивилизациями не могло не отложить отпечаток на национальные архетипы».
«Евразия» раскроет глубинные связи двух музыкальных миров и представит каждый из них в свете фестивальной темы 2019 года – «Песни любви и смерти».
К первому дню фестиваля приковано внимание всего музыкального мира. Причина – обращение к сочинению крупнейшего немецкого композитора второй половины XX – начала XXI столетий Ханса Вернера Хенце. Кантата, посвященная памяти Эрнесто Че Гевары, вдохновленная одним из самых драматических полотен эпохи Романтизма, долгое время находилась под запретом. Ее премьера превратилась в политическую демонстрацию, а сама она стала таким же символом своего времени, как когда-то «Весна священная» Стравинского. Только сейчас «Плот «Медузы»» возвращается на европейские сцены и впервые в России звучит на екатеринбургской «Евразии» (29 ноября).
Ответом на песнь любви обреченной в программе открытия фестиваля (Вступление и «Смерть Изольды» из оперы «Тристан и Изольда» Р. Вагнера) – станет песнь любви торжествующей («Турангалила-симфония» О. Мессиана) в заключительном концерте «Евразии». «Турангалила-симфония», которую автор называл «индийским вариантом» «Тристана и Изольды» (6 декабря), а также вокальные циклы «Ярави, песнь любви и смерти» и «Пять песнопений» (3 декабря), по замыслу композитора, составляют так называемый «триптих о Тристане». Оливье Мессиан вывел трагическую историю о всепоглощающей любви за переделы европейской культуры. В симфонии особая роль отведена оркестровым тембрам, которые выполняют колористическую функцию (влияние Востока) и являются драматургическим средством (европейская традиция). Не случайно в оркестре появляется редкий инструмент – волны Мартено, который специально будет привезен на фестиваль из Франции. Голос этого инструмента, по словам супруги композитора Ивон Лорио, Мессиан «ожидал услышать на небесах». В «Ярави…» (переводится с перуанского как любовная песнь, которая завершается только со смертью возлюбленных) автор обращается к мифам майя, инков и кечуа. «Триптих о Тристане» – центральная тема «экзотического» периода творчества композитора – впервые в полном виде будет представлена в России.
Еще одной российской премьерой фестиваля станет цикл «Пять песен на слова Пабло Неруды» американского композитора Питера Либерсона, обратившегося к творчеству известнейшего чилийского поэта ХХ века (3 декабря).
В финальной мессиановской программе фестиваля в качестве солиста выступит выдающийся французский пианист Пьер Лоран Эмар – одна из ключевых фигур современного музыкального мира (6 декабря). На четвертой «Евразии» он представлял сольный проект, а сейчас откликнулся на предложение Уральского филармонического оркестра вместе исполнить сочинение своего учителя и друга Оливье Мессиана, а также сыграть один из своих излюбленных опусов – Второй фортепианный концерт Белы Бартока.
И Мессиан, и Барток – планеты «Космоса» Андреаса Грау и Гётца Шумахера (4 декабря). Знакомый фестивальной публике фортепианный дуэт представит музыку ХХ века в сопровождении захватывающих видеоинсталяций Штефана Бёме. Прославленный немецкий кинорежиссер и композитор, сотрудничающий с лейблами Deutsche Grammophon, Sony Classical и Decca, говорит, что для него «музыка означает слышание картинок и историй», где «проекция и лазер – неизменная часть музыкального повествования».
В «евразийской» программе Уральского молодежного оркестра наряду с европейским Виолончельным концертом Элгара (солистка Лора ван дер Хейден), прозвучит азиатский опус Тору Такемицу (2 декабря). Концерт пройдет под управлением одного из самых многообещающих дирижеров своего поколения Оливера Зеффмана. Оркестровой практикой для него было сотрудничество с Валерией Гергиевым и Дэвидом Цинманом, а сейчас молодой дирижер основал собственный коллектив – Melos Sinfonia. Екатеринбургский концерт маэстро с Уральским молодежным оркестром включен в панораму межкультурных проектов Года музыки Великобритании и России.
Высокий образец «чистого жанра» в программе «Евразии» – концерт Российского национального оркестра и Михаила Плетнева, в котором выдающийся российский пианист заново откроет публике Первый фортепианный концерт П.И. Чайковского, обратившись к нему после долгого – почти 30-летнего, перерыва (5декабря).
Обращение к истокам европейского искусства – музыке барокко – одна из устойчивых традиций фестиваля. Знаковым событием этого года станет выступление барочного ансамбля La Voce Strumentale и певицы Юлии Лежневой, которую знатоки жанра нередко сравнивают с легендарной Чечилией Бартоли. Обладательница «голоса ангельской красоты» (New York Times), «чистоты тона» (Die Welt), «безукоризненной техники» (The Guardian), «феноменального дара» (The Financial Times), «обезоруживающей искренности, всеобъемлющего артистизма и изысканной музыкальности» (The Australian) Юлия Лежнева впервые выступит в Екатеринбурге.
Традиционный для «Евразии» «экзотический Восток» на пятом фестивале представляет грузинский вокальный ансамбль «Мдзлевари» («Пение птиц») под управлением Кахабера Онашвили. Для Екатеринбурга музыканты предложили программу церковных песнопений с XII века до наших дней, а также народные песни Грузии (обрядно-ритуальные, хороводные, шуточные), признанные ЮНЕСКО шедевром устного нематериального наследия. «Мдзлевари» – желанный гость фестивалей в Болгарии, Македонии, Египте, Швейцарии и России, а с 2005 года – постоянный участник Московского Пасхального фестиваля Валерия Гергиева.
Наряду с концертной, фестиваль предполагает обширную офф-программу. Творческие встречи, публичные лекции, автограф-сессии, знакомство с редкими музыкальными инструментами, неформальное общение с композиторами и исполнителями, выставка работ екатеринбургских художников на темы, созвучные фестивалю. Наконец, символ фестиваля – фирменный черемуховый пирог, который гости с радостью увозят с собой в разные страны.
В 2019 году впервые в рамках «Евразии» состоится деловая часть: запланировано проведение международного симпозиума с участием руководителей крупных европейских и азиатских концертных агентств, интендантов известных концертных залов, продюсеров, импресарио. Тема симпозиума – «Знакомство с мировым опытом функционирования и организации деятельности крупных филармонических концертных залов».
«От темы диалога двух цивилизаций нам в России никуда не деться, – считает художественный руководитель «Евразии» Дмитрий Лисс. – Глубоко убежден в том, что Россия – европейская страна, но многовековое сосуществование с восточными цивилизациями не могло не отложить отпечаток на национальные архетипы».
«Евразия» раскроет глубинные связи двух музыкальных миров и представит каждый из них в свете фестивальной темы 2019 года – «Песни любви и смерти».
К первому дню фестиваля приковано внимание всего музыкального мира. Причина – обращение к сочинению крупнейшего немецкого композитора второй половины XX – начала XXI столетий Ханса Вернера Хенце. Кантата, посвященная памяти Эрнесто Че Гевары, вдохновленная одним из самых драматических полотен эпохи Романтизма, долгое время находилась под запретом. Ее премьера превратилась в политическую демонстрацию, а сама она стала таким же символом своего времени, как когда-то «Весна священная» Стравинского. Только сейчас «Плот «Медузы»» возвращается на европейские сцены и впервые в России звучит на екатеринбургской «Евразии» (29 ноября).
Ответом на песнь любви обреченной в программе открытия фестиваля (Вступление и «Смерть Изольды» из оперы «Тристан и Изольда» Р. Вагнера) – станет песнь любви торжествующей («Турангалила-симфония» О. Мессиана) в заключительном концерте «Евразии». «Турангалила-симфония», которую автор называл «индийским вариантом» «Тристана и Изольды» (6 декабря), а также вокальные циклы «Ярави, песнь любви и смерти» и «Пять песнопений» (3 декабря), по замыслу композитора, составляют так называемый «триптих о Тристане». Оливье Мессиан вывел трагическую историю о всепоглощающей любви за переделы европейской культуры. В симфонии особая роль отведена оркестровым тембрам, которые выполняют колористическую функцию (влияние Востока) и являются драматургическим средством (европейская традиция). Не случайно в оркестре появляется редкий инструмент – волны Мартено, который специально будет привезен на фестиваль из Франции. Голос этого инструмента, по словам супруги композитора Ивон Лорио, Мессиан «ожидал услышать на небесах». В «Ярави…» (переводится с перуанского как любовная песнь, которая завершается только со смертью возлюбленных) автор обращается к мифам майя, инков и кечуа. «Триптих о Тристане» – центральная тема «экзотического» периода творчества композитора – впервые в полном виде будет представлена в России.
Еще одной российской премьерой фестиваля станет цикл «Пять песен на слова Пабло Неруды» американского композитора Питера Либерсона, обратившегося к творчеству известнейшего чилийского поэта ХХ века (3 декабря).
В финальной мессиановской программе фестиваля в качестве солиста выступит выдающийся французский пианист Пьер Лоран Эмар – одна из ключевых фигур современного музыкального мира (6 декабря). На четвертой «Евразии» он представлял сольный проект, а сейчас откликнулся на предложение Уральского филармонического оркестра вместе исполнить сочинение своего учителя и друга Оливье Мессиана, а также сыграть один из своих излюбленных опусов – Второй фортепианный концерт Белы Бартока.
И Мессиан, и Барток – планеты «Космоса» Андреаса Грау и Гётца Шумахера (4 декабря). Знакомый фестивальной публике фортепианный дуэт представит музыку ХХ века в сопровождении захватывающих видеоинсталяций Штефана Бёме. Прославленный немецкий кинорежиссер и композитор, сотрудничающий с лейблами Deutsche Grammophon, Sony Classical и Decca, говорит, что для него «музыка означает слышание картинок и историй», где «проекция и лазер – неизменная часть музыкального повествования».
В «евразийской» программе Уральского молодежного оркестра наряду с европейским Виолончельным концертом Элгара (солистка Лора ван дер Хейден), прозвучит азиатский опус Тору Такемицу (2 декабря). Концерт пройдет под управлением одного из самых многообещающих дирижеров своего поколения Оливера Зеффмана. Оркестровой практикой для него было сотрудничество с Валерией Гергиевым и Дэвидом Цинманом, а сейчас молодой дирижер основал собственный коллектив – Melos Sinfonia. Екатеринбургский концерт маэстро с Уральским молодежным оркестром включен в панораму межкультурных проектов Года музыки Великобритании и России.
Высокий образец «чистого жанра» в программе «Евразии» – концерт Российского национального оркестра и Михаила Плетнева, в котором выдающийся российский пианист заново откроет публике Первый фортепианный концерт П.И. Чайковского, обратившись к нему после долгого – почти 30-летнего, перерыва (5декабря).
Обращение к истокам европейского искусства – музыке барокко – одна из устойчивых традиций фестиваля. Знаковым событием этого года станет выступление барочного ансамбля La Voce Strumentale и певицы Юлии Лежневой, которую знатоки жанра нередко сравнивают с легендарной Чечилией Бартоли. Обладательница «голоса ангельской красоты» (New York Times), «чистоты тона» (Die Welt), «безукоризненной техники» (The Guardian), «феноменального дара» (The Financial Times), «обезоруживающей искренности, всеобъемлющего артистизма и изысканной музыкальности» (The Australian) Юлия Лежнева впервые выступит в Екатеринбурге.
Традиционный для «Евразии» «экзотический Восток» на пятом фестивале представляет грузинский вокальный ансамбль «Мдзлевари» («Пение птиц») под управлением Кахабера Онашвили. Для Екатеринбурга музыканты предложили программу церковных песнопений с XII века до наших дней, а также народные песни Грузии (обрядно-ритуальные, хороводные, шуточные), признанные ЮНЕСКО шедевром устного нематериального наследия. «Мдзлевари» – желанный гость фестивалей в Болгарии, Македонии, Египте, Швейцарии и России, а с 2005 года – постоянный участник Московского Пасхального фестиваля Валерия Гергиева.
Наряду с концертной, фестиваль предполагает обширную офф-программу. Творческие встречи, публичные лекции, автограф-сессии, знакомство с редкими музыкальными инструментами, неформальное общение с композиторами и исполнителями, выставка работ екатеринбургских художников на темы, созвучные фестивалю. Наконец, символ фестиваля – фирменный черемуховый пирог, который гости с радостью увозят с собой в разные страны.
В 2019 году впервые в рамках «Евразии» состоится деловая часть: запланировано проведение международного симпозиума с участием руководителей крупных европейских и азиатских концертных агентств, интендантов известных концертных залов, продюсеров, импресарио. Тема симпозиума – «Знакомство с мировым опытом функционирования и организации деятельности крупных филармонических концертных залов».