06.05.2023
В Екатеринбурге завершился фестиваль, посвященный хоровому наследию Сергея Рахманинова

1 апреля, в день 150-летия Сергея Васильевича Рахманинова, Свердловская филармония и региональное отделение ООГО «Российский фонд культуры» в Свердловской области завершили фестиваль, посвящённый его творчеству. За шесть вечеров были представлены все сочинения композитора, написанные для хора и с участием хора, — беспрецедентное событие в масштабах страны.

Фестиваль привлёк внимание профессионального сообщества — каждый из его дней «звучал» на радио «Орфей», свыше 4 000 слушателей посетили за дни фестиваля концертные залы, более 500 000 смотрели онлайн трансляции из зала Свердловской филармонии.

«В этом фестивале все звезды сошлись — весь «хоровой» Рахманинов был представлен, а в нём — каждая нота гениальна, любое сочинение — шедевр. — поделился художественный руководитель Симфонического хора Свердловской филармонии Андрей Петренко. Он выступил инициатором проекта, пригласив к участию пять хоровых коллективов: Камерный хор Московской консерватории, хоры колледжей Асбеста и Нижнего Тагила, Уральской консерватории, Симфонический хор Свердловской филармонии, а также солистов из Екатеринбурга и Санкт-Петербурга.

«Приглашенные хоры показали очень высокий уровень — исполнение, близкое к эталонному, и мы видели соответствующую реакцию зала. Наши хористы тоже приложили много усилий, сказалась многолетняя работа и над звуком, и над смыслом. Все концерты имели свое лицо и соответствовали юбилею Рахманинова. Моя душа редко бывает удовлетворена результатом — сейчас она в полете», — резюмировал маэстро. 

«Огромную роль сыграл наш Симфонический хор, который участвовал в большинстве концертов, — подчеркнул главный дирижёр Уральского филармонического оркестра Дмитрий Лисс, который дирижировал финальной программой фестиваля. Под его руководством прозвучали знаковые для коллективов филармонии «Симфонические танцы» и «Колокола» Сергея Рахманинова.

«Удивительно, когда эти произведения исполняются рядом — насколько они созвучны и насколько велик уровень мастерства композитора, — поделился Дмитрий Лисс. — Это симфонические работы, в которых роль оркестра, хора и каждого музыканта внутри оркестра равнозначны. В них есть то, что является для меня одной из самых важных сторон творчества Рахманинова — это аристократизм чувств, которые никогда не переходят ту грань, за которой теряется контроль. Музыка безумно эмоционально-насыщенная и в то же время очень сдержанная — это философия, осмысление своего места в этом мире».

Концерты фестиваля «Рахманинов. Зримая музыка», объединившие музыкальные полотна и проекции картин русских живописцев из коллекции Екатеринбургского музея изобразительных искусств, рассказывали фестивальной публике о неразрывной связи человека и природы, ощущении большого пространства, состоянии любви и печали, тяге к размышлениям и философии тишины, — о тех многогранных и глубинных смыслах, которые нашли воплощение в рахманиновской музыке. 

В одном с фестивалем музыкальном пространстве открылись две выставки. Мультимедийная экспозиция «Рахманинов: известный и неизвестный», подготовленная Российским национальным музеем музыки при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, знакомила с редкими документами и неизвестными фактами о биографии и произведениях композитора, а также с архивными записями известнейших произведений Рахманинова в исполнении автора и других выдающихся музыкантов, которые можно было послушать при помощи QR-кодов.

30 марта онлайн-аудитория увидела концертное исполнение оперы «Алеко» с участием Уральского молодёжного оркестра, солистов и артистов Симфонического хора, а также молодых певцов Михайловского и Мариинского театров Санкт-Петербурга. Российский музыкальный критик Лариса Барыкина назвала его вокально-симфонической кульминацией фестиваля.

«В нём оказались собраны самые яркие сочинения Рахманинова, связанные с голосом, вокалом и симфонической музыкой, — от ранней оперы Алеко до позднего осознания русского фольклора, как очень трагической субстанции. И конечно, чтобы все это представить и спеть, надо обладать большими творческими силами, чтобы представить всю глубины, масштаб и величие музыки Рахманинова, в том числе ее редкую задушевность, естественность и обращённость к каждой человеческой душе». 

Всего выступили около 400 артистов. Фестиваль завершился 1 апреля — в день рождения композитора, когда музыка Рахманинова охватила весь город и звучала не только в концертных залах, но и на открытом воздухе и онлайн. Свердловская филармония и Российский национальный музей музыки предложили свой «рахманиновский плейлист» Парку Маяковского, а в рамках Всероссийской акции социальной сети Вконтакте транслировалась запись Второй симфонии композитора в исполнении Уральского филармонического оркестра под управлением Дмитрия Лисса и «Литургия св. Иоанна Златоуста» в исполнении Камерного хора Московской консерватории под управлением Александра Соловьёва.

Фестиваль «Рахманинов. Зримая музыка» стал достойной кульминацией Рахманиновского сезона Свердловской филармонии, который продлится до конца июня 2023 года, обещая продолжение встреч с родным и вечным искусством Сергея Васильевича Рахманинова. 

 

Материалы предоставлены пресс-службой Свердловской филармонии