24.04.2023
Ярослав Тимофеев: что и как говорит музыка

23 апреля в Концертном зале Тульской филармонии концертом-лекцией «Музыкальная речь» завершился авторский абонементный цикл «Краткая энциклопедия музыки» музыковеда, музыкального критика, лектора Московской филармонии Ярослава Тимофеева.

Слушатели узнали, почему не следует слушать Пятую симфонию Бетховена за рулем, где в Московском метро можно услышать «дьявольский» музыкальный интервал, почему «золотая секвенция» считается сильным и опасным средством, как современные популярные композиторы «превращают в бижутерию сокровища классической музыки» кто на самом деле написал произведение «Аве Мария», автором которого значится Джулио Каччини, и многое другое.

В программе приняли участие Тульский филармонический симфонический оркестр под управлением Романа Абрамова, Екатерина Залётова (сопрано), а также зрители, по традиции, ставшие полноправными участниками необычного музыкального действа. Именно в их исполнении совместно с музыкантами оркестра и Ярославом Тимофеевым впервые в Туле прозвучало произведение Стива Райха «Музыка аплодисментов».

Некоторым юным добровольцам из зала посчастливилось попробовать себя в ролях дирижера и оркестрантов. Первая программа двухчастного авторского цикла Ярослава Тимофеева была посвящена вопросу «кто говорит в музыке», вторая встреча познакомила многочисленных меломанов разных возрастов, собравшихся в зале Тульской филармонии, с тем, «что говорит музыка - и как она это делает». Ритм, гармония и мелодия – из них сложилась трехчастная композиция концерта. Просто, доступно и очень увлекательно, в безупречной манере Ярослав Тимофеев рассказывал аудитории (в которой, нужно отметить, собралось немало профессионалов) об этих элементах музыкальной речи, органично дополняя повествование музыкальными иллюстрациями в собственном исполнении.

Музыка разных эпох, стилей и стран, прозвучавшая в концертной программе (сочинения Л. Бетховена, С. Рахманинова, Ч. Айвза, Э. Артемьева и других композиторов) «разговаривала» со слушателями, каждый из которых, в свою очередь, заново постигал её удивительный язык, прислушиваясь не только к окружающему миру, но и к себе, ведь определенные ритмы уже заложены природе человека: двухдольная пульсация отражается в ходьбе, а трехдольная – в биении сердца. И эта, изначально заложенная в человеке ритмика, побуждает его сочинять новые и новые мелодии, расцвечивать их яркими красками гармонии.

Классическую музыку невозможно слушать безучастно. А постигать и заново открывать для себя музыкальный язык – невероятно интересно, в этом смогли убедиться все слушатели абонементного цикла «Краткая энциклопедия музыки» Ярослава Тимофеева…

Ярослава в Туле знают, всегда ждут и очень любят. Не только как блестящего автора и ведущего программ, но и как универсального музыканта: исследователя, журналиста, креативного директора ярких проектов, музыкального журналиста, а еще – клавишника инди-группы OQJAV и звонаря. После концерта в филармонии Ярослав Тимофеев побывал во Всехсвятском соборе г. Тулы, поднялся на колокольню – и подарил тулякам колокольный мини-концерт.